ОНЛАЙН ЦЕРКОВЬ

МОЛИТВЫ

МЕДИАГАЛЕРЕЯ

Принимаем заказы на именные и семейные иконы

Архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний родился 29 сентября 1940 года в г. Хабаровске.
Свое детство провёл на Брянщине, на родине родителей, в деревне, села Лысое и Денисовичи хранятся в сердце Владыки как малая Родина. Как и многим из нас в послевоенное тяжёлое время ему пришлось испытать и нужду, и лишения. Это закалило характер мальчика и сформировало в его личности сострадание к нуждающимся, милосердие, желание активной помощи людям.
Будущему Владыке рано пришлось привыкать к труду и самостоятельности. И до сих пор, какое бы положение он ни занимал, Владыка Антоний любит поработать на земле, сходить в лес за грибами, на рыбалку.
Церковь с детства для него была особым местом, куда стремилась душа. Научившись в школе грамоте, мальчик по просьбе верующих бабушек читал Псалтирь, и находил в этом большую радость. С теплотой вспоминает Владыка своих бабушек и дедушек, односельчан, учителей: «Это были простые, искренние люди, они жили по законам совести, то поколение было воспитано в Православной вере…». Непререкаемым авторитетом была для него в детстве мама Надежда Тимофеевна, большую сыновнюю любовь и почтение к ней сохранил Владыка навсегда. Надежда Тимофеевна воспитывала сына одна, была ему за мать и за отца. Чувствуя огромную ответственность, она строго относилась к детским шалостям, хотя очень любила сына и посвятила ему всю свою жизнь.
В 1958 году закончилась школьная пора. Была трудовая деятельность, послушание в храме.
С 1960 г. Владимир Москаленко служил на Тихоокеанском Флоте, был моряком-подводником. Освоил воинскую специальность – гидроакустик подводной лодки. Четыре года отдал он стране, выполняя почётный воинский долг. Одним из ярких воспоминаний того времени было объявление о полёте первого человека в космос. «Нас собрали 12 апреля на плацу, из динамика раздался громовой голос, говоривший о правительственном сообщении. Сердце сжалось от неопределённости, ведь недавно именно так объявляли о войне…К счастью, это было радостное событие: мы первые в космосе! Моряки ликовали». Служба, воинская дисциплина, выходы в море и учения требовали собранности, напряжения всех сил. В редкие дни увольнений Владимир находил возможность посещать храмы. Вера в сердце укреплялась, хотя для многих юношей того времени это было необычно и странно.
После демобилизации с 1964 года Владимир Москаленко становится иподиаконом архиепископа Иркутского Вениамина (Новицкого). «Этот
человек имел кипучую энергию, много сделал для Церкви, - вспоминает архиепископ Антоний. – Уроженец Минской области, он состоял в братстве Свято-Успенской Почаевской Лавры, служил в Остроге и Львове. Находясь на Иркутской кафедре, архиепископ Вениамин снискал неподкупную любовь многочисленной паствы, его проповеди запомнились людям надолго». Часто, общаясь со своими иподиаконами, Владыка Антоний приводит пример взаимоотношений прежних архиереев со своими подчинёнными, подчёркивая строгое соблюдение иерархии, официальную обстановку.
В 1965 году Владимир Москаленко успешно сдал экзамены в Иркутский Государственный университет и был зачислен на юридический факультет. Во времена советской власти верующему человеку было достаточно сложно поступить в высшие учебные заведения, но ему по милости Божией это удалось. Университет он окончил в 1969 году. Тогда же состоялось знакомство с архиепископом Новосибирским и Барнаульским Павлом Голышевым, у которого Владимир также нёс послушание иподиакона.
Божиим промыслом на пути Владыки встретился архимандрит Нифонт, который стал его духовным наставником. «Жизнь о. Нифонта была подвижническим служением, - говорит Владыка Антоний. – Он перенёс унижения за веру от большевистского режима, тяжело переживал закрытие киево-Печерской Лавры. Был в ссылке в Сибири. Защищал Родину на фронтах Великой отечественной войны, пришёл с неё инвалидом 1-й группы (у него были покалечены ноги). До своей кончины в преклонном возрасте о.Нифонт был наставником и молитвенником.
Немногим более двух недель продолжалось служение Владимира Москаленко в сане дьякона. Незадолго перед Покровом, 12 октября 1969 года в Вознесенском соборе Новосибирска состоялось его рукоположение в пресвитера, началось духовное восхождение от силы в силу.
20 октября 1969 г. он назначается настоятелем Никольской церкви с. Большой Улуй Красноярского края. 13 апреля 1970 г. пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского..Восприемником при постриге был отец Нифонт.
В этом же году о.Антоний поступил на заочный курс в Московскую Духовную семинарию. Семинария располаналась в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сама духовная обстановка, царившая там, близость к раке Преподобного воспитывала в слушателях ответственность перед будущим служением. Глубокое благоговение монахов оказывало огромное влияние на учащихся.
15 августа 1970 г. иеромонах Антоний был назначен вторым священником Троицкой церкви г. Красноярска. Церковь располагалась на кладбище и была одной из немногих, действовавших в советское время. Поэтому там было большое количество прихожан, требовался энергичный и знающий клир.
В 1973 году успешно заканчивается учёба в семинарии, и в этом же году, выдержав вступительные экзамены, Владыка поступает в Московскую духовную академию, в 1977 г. успешно ее оканчивает. С августа 1977 г. назначается настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Томска.
5 октября 1980 г. он был переведён для пастырского служения в пределы Украинского экзархата и назначается настоятелем св. Михайловской церкви г. Дунаевцы Хмельницкой области. Правящим архиереем в то время был преосвященный Агафангел (Савин), теперешний постоянный член Синода Украинской Православной Церкви, митрополит Одесский.
12 октября 1984 г. митрополитом Киевским и Патриаршим экзархом Филаретом (Денисенко) Владыка Антоний назначается Управляющим делами Украинского экзарха и настоятелем главного Кафедрального Собора г. Киева. Нелёгким было несение этого ответственного послушания, нужно было не только вести Богослужения, но и вести административную деятельность. Как настоятель первенствующего собора Украинской главной кафедры, архимандрит Антоний был в курсе всех событий отношений власти и Церкви, устраивал приходскую жизнь. Надо отметить, что в то нелёгкое для церкви время начали свою деятельность на высоких постах митрополит Никодим (Ротов), митрополит Алексий (Ридигер) – впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Наш Владыка был одним из их помощников. Оценив этот труд, митрополит Филарет представляет документы в г. Москву для рукоположения архимандрита Антония во епископы. Постановлением святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 4 октября 1985 г. архимандриту Антонию (Москаленко), Управляющему делами Украинского экзарха, настоятелю Владимирского Кафедрального Собора, определено быть епископом Переславль-Хмельницким, викарием Киевской епархии. Его хиротония состоялась 13 октября 1985 года во Владимирском кафедральном соборе. Божественную Литургию возглавил митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины с сонмом архиереев – митрополитом Львовским и Тернопольским Никодимом, архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием, архиепископом Ивано-Франковским и Коломыйским Макарием, архиепископом Винницким и Брацлавским Агафангелом, епископом Полтавским и Кременчугским Саввой, епископом Черновицким и Буковинским Варлаамом. Все владыки уже преставились, и по милости Божией только один митрополит Никодим несёт своё пастырское служение на Харьковской кафедре, являясь старейшим по хиротонии, да и по годам в пределах Московского патриархата.
В епископском сане возросла и нагрузка, прибавилось хлопот, служение уже не ограничивалось стенами собора. Епископ Антоний служил один и сослужил экзарху в храмах страны. Духовенство, миряне – все ехали в Киев для разрешения различных проблем – каждого надо было выслушать, понять. Следовало оценить ситуацию правильно, перед тем как выносить на митрополичье рассуждение целый ряд вопросов.
Проявив ответственность и выдающиеся административные способности, определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода епископ Антоний назначается на самостоятельную кафедру – Черновицкую и Буковинскую, где его трудами было открыто 90 приходов, рукоположено 150 священников. Там же, на Буковине, Владыку и застала так называемая перестройка, которая стала временем изменения отношения власти к Церкви. Со стороны иерархов требовалась выдержка, политическая мудрость, взвешенность решений, чтобы этот процесс шёл в положительном русле. Своё архипастырское служение Владыка нёс с тщанием и много положил сил для того, чтобы Православие на Украине возрастало. Много осталось там у Владыки молитвенников – это и батюшки, которых он рукоположил, и люди, которые, благодаря владыке, оказались в спасительной церковной ограде.
23 ноября 1990 г. Указом митрополита Киевского Филарета епископ Антоний отправлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. Определением Священного Синода РПЦ от 30 января 1991 г. образована Уральская и Гурьевская епархия, в состав которой вошли следующие области: Актюбинская, Гурьевская (теперь Атырауская), Мангышлакская (теперь Мангыстауская), Уральская (теперь Западно-Казахстанская), Тургайская, Костанайская. Епископ Антоний был назначен правящим архиереем. Получив указ о назначении, Его Преосвященство вылетел в бывший центр епархии - Алма-Ату, где правящим архиереем был архиепископ Алексий (Кутепов). Отслужив вместе с ним Божественную Литургию в Свято-Никольском храме (тогдашнем кафедральном соборе) и получив надлежащие документы, Владыка выехал в свой новый кафедральный град – Уральск. Этот город, основанный в 16 веке казаками, имеет самобытную историю. До революции он славился и количеством построенных храмов, и прихожан. Соборный храм Михаила Архангела является древнейшим православным храмом в Казахстане. Епархия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана в 1992 году, и власти Уральска предоставили здание для Епархиального управления и архиерейского дома. В государстве кардинально изменилось отношение к религии, и начался этап возрождения. Число приходов возросло с 22 до 50. За понесенные труды 25 февраля 1997 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Владыка Антоний возведен в сан архиепископа.
При деятельном участии Владыки, благодаря его заботам, в Уральске был возрождён женский Покровский монастырь (разорённый большевиками в начале 20 века). Сейчас здесь пребывает местная святыня – ковчег с частью мощей блаженной Матроны Московской.
В 1995 г. Казахстан посещает Патриарх Алексий II, на этом историческом событии присутствовали: архиепископ Алексий, архиепископ Антоний, епископ Елевферий. На приеме прозвучали знаменитые слова Н. А. Назарбаева, что у Казахстана два крыла: Мусульманская мечеть и Православная церковь. Так, в предыдущие годы произошло событие, доказывающее слова Президента - по просьбе верующих и с благословения Архиепископа Антония был построен Собор свт. Николая Алматинского в г. Актобе. В его строительстве приняли большое участие власти и весь народ, и в 2008 г. было торжественное освящение храма.
В феврале 2009 года было достроено новое здание Епархиального Управления, на открытии которого присутствовали представители власти, уважаемые люди Казахстана и стран СНГ, что также показывает деятельность Архиепископа Антония по повышению авторитета Православной церкви в Казахстане и величие нашей Республики.
Архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний постоянно участвует в различных мероприятиях государственной важности – как правящий иерарх, духовный наставник и гражданин своей страны.
Архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний
Братья и сестры !
"Приходит пост – время духовного трезвения, молитвы, решимости прилагать усилия для победы над страстями."
Часто пост означает для нас в первую очередь отказ от некоторых видов продуктов. Но чем на самом деле является пост для христианина? Что значит «поститься постом приятным, угодным Богу»? И почему пост совсем не про еду ?
Почему так необходимо соблюдать Великий Пост?
– Вспомним Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). Во время Великого Поста мы готовимся отделить себя от мира.
Само по себе вкушение мяса, посещение кино и театров, встречи с друзьями - не грех. Но почему же для нас это может быть неполезно? Потому что это нам очень нравится, привязывает нас к земле, делает плотскими. Эти развлечения – ниточки, которые нас связывают с землей.
Например, я люблю вкусно поесть или насладиться общением с друзьями. Это меня утешает и радует. Я этим дорожу.
Великим Постом я вспоминаю, что всё это кончится. В раю ничего этого не будет, там будут духовные радости, будет Бог во всем.
Всё земное меня отвлекает от Бога, занимает мое время и внимание. Я трачу на земное физические, душевные и духовные силы.
Великим Постом Церковь призывает нас освобождаться от плотских уз, которые человек сам на себя набросил. В нем должна преобладать духовная составляющая, а не телесная.
Однако часто бывает перекос, когда люди в первые недели Великого Поста ничего не едят. А к его середине уже не выдерживают: здоровье дальше поститься не позволяет. Как себя настроить, чтобы пост не навредил ни духовному, ни физическому здоровью?
– Прежде всего, на Великий Пост нужно взять благословение у духовника. С ним обязательно нужно определить собственную меру поста, чтобы не повредиться.
Мы призваны ориентироваться на указания Типикона. Однако они предназначались для палестинских монастырей. К сожалению, есть две крайности: «сижу на воде и черном хлебе» и «я больной, я не могу без молочной пищи».
Кто-то считает, что во время Великого Поста можно лишь усилить молитвы, чаще ходить в храм, каяться, а воздержание в пище – это лишнее. Это не так.
Мы не ангелы, но и не животные. Мы с вами – духовно-телесные, всё переплетено внутри человека. Поэтому пища влияет на нас. Например, поешь мяса – и настроение сразу же другое, появляются силы, даже некая агрессивность.
Почему Церковь предлагает нам определенные ограничения во время поста? Смысл воздержания – приблизить человека к Богу. То, что может помешать на пути покаяния и внутреннего делания, Церковь предлагает отсечь.
Так получилось, что многие продукты животного происхождения могут дать импульс в ненужном направлении. Они питают и насыщают человека, и он становится менее пригодным к покаянию и молитве.
Кроме телесного воздержания, что еще необходимо для внутреннего делания во время Великого Поста?
– У человека много разных удовольствий и привязанностей. Хорошо бы в Пост их ослабить.
Нужно самому определить степени своей привязанности. Например, нравится читать новости? Заблокируйте все новостные источники!
Нравится классическая литература? Тоже в сторонку.
Но тут нужно прислушиваться к себе. Если тебе от этой литературы ни тепло, ни холодно, то отказ от нее на твоё внутреннее духовное делание никак не повлияет. Тебе нужно будет отказаться от другого. Например, от частых прогулок с друзьями, «тусовок».
Повторюсь, что посещения кино, театра, общение в друзьями сами по себе не являются грехом. Но в пост нужно от этого отказаться, потому что это отвлекает, расслабляет, отнимает время и силы. Это трудно будет совмещать с покаянием.
Как определить свою меру? Как понять, от чего стоит отказаться и в какой мере?
– Конечно, проще всего регламентировать пищу. Даже Церковь нам предлагает постепенность в воздержании. Непосредственно перед постом у нас Масленица – тоже сплошная седмица, но уже без мяса. А потом мы в полной мере входим в Великий Пост. Сначала - сплошная седмица. Потом – небольшая передышка. Мы выдохнули, прочувствовали, что уже перебор, что нужна мера.
Однако важно помнить, что пост – это комплексное понятие. Он состоит не только в воздержании и ограничениях. Во время Великого Поста Православная Церковь предлагает нам увеличить молитвенное правило, чаще принимать участие в Богослужениях.
Службы в Великий Пост уникальны, особенно седмичные. Часы Великопостные, Литургия Преждеосвященных Даров, молитва Ефрема Сирина: вне Великого Поста вы всего этого не услышите.
Так что неправильно думать: «я не ем мясо - я молодец». «Сие надлежит делать, и того не оставлять», – говорит нам Спаситель (Мф. 23:23). Нужно всё делать, в том числе стараться поменьше развлекаться.
Можно ли во время Великого Поста встречаться с друзьями или лучше ограничить свое общение?
– Это вопрос меры. Она должна быть в пост более строгой.
Конечно, сходите к другу, если там не будет колбасных деликатесов и алкогольных возлияний.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»,– говорит апостол Павел (1 Кор. 6:12).
Когда я в гостях в теплой компании, слушаю и пою песни, я забываю, что сейчас идет Великий Пост. Я начинаю увлекаться и теряю связь с реальностью. В идеале я должен в это время жить в покаянном настроении.
Лучше в течение поста сократить время для хобби и развлечений. Насколько? До нуля или просто в два раза? Это вопрос меры, кто сколько может. Хорошо бы мне призвать всех затвориться в келии и творить молитву, но я этого сделать не могу: не каждому такая мера поста по силам.
Вспомним святителя Никиту, епископа Новгородского. Будучи молодым иноком Киево-Печерского монастыря, без благословения духовника он затворился в пещере. Он так духовно повредился, что чуть не погиб заново учился говорить. Самочинный подвиг не приносит пользы.
Отсюда вывод: мера поста у каждого должна быть своя. Во всем нужна мера – в пище, в развлечениях, в отдыхе. Много отдыха – это плохо. Но мало отдыха – тоже плохо. Так и в общении с друзьями – оно не должно идти в ущерб молитве и покаянию.