СВЯЩЕНОСЛУЖИТЕЛИ



НОВОЕ В ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКЕ
Спаситель (Господь Иисус Христос), икона печатная на дереве

    23 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского


    23 июня, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Православная Церковь совершает празднование в честь обрéтения и перенесения мощей святителя Василия, епископа Рязанского.

    Обрéтение и перенесение святых мощей святителя Василия было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом. В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить святителя Василия: 10 июня (по старому стилю) 1609 года состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в кремле Переяслава Рязанского, который со времени епископа Рязанского Ионы II был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю.

    С этого времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее в 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен Муромский образ Пресвятой Богородицы – «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя.

    Особенно усердным почитателем Рязанского первосвятителя считается архиепископ Мисаил. По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяслав Рязанский, в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца».


    В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите Стефане (Яворском) над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подьячего Никиты Алтухова.

    В 1722–1723 годах при императоре Петре I состоялось формальное расследование о святителе, после которого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским составил службу святителю Василию, «взявши во внимание прежде написанные тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконой святителя. В 1782 году рака над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым).

    В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обрéтения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын), первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля.

    При архиепископе Палладии (Раеве) Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – в день блаженной кончины и 10 июня – в день перенесения его святых мощей.

    В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, – настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.

    Оставить отзыв